Прогулка до Стокгольма и обратно

Весенняя прогулка до Стокгольма и обратно

 

Майские праздники на Руси, это гораздо большее чем, например, рождественские и новогодние каникулы… По длительности, по крайней мере. Приложение к "Ъ", посвященное туризму, зловеще пугает: "Некоторые, кому из-за занятости мало доступен летний отдых, проводят над собой эксперименты и отправляются на пляжи Средиземноморья. Если повезет с погодой: будет теплый воздух (про море умалчивается) и не будет дождя, то перед российским туристом открывается широкое поле для тренинга всей туристической цепочки, еще слегка не ожившей, после зимней спячки. Последовательно: сотрудников аэропортов и авиакомпаний (запускающих в воздух первые чартеры), принимающую сторону (с трудом подбирающих, в это время, новый персонал и автобусы), вновь нанятую прислугу отелей, и т.д. Наверное, правильнее будет посвятить это время экскурсионным путешествиям, тут выбор направления поездки необычайно обширен."

И мы, в этот момент думая, как провести майские праздники, решили съездить в Стокгольм.

25 марта скандинавские страны стали полноценными членами Шенгенской зоны. Из-за опасения, что выдача виз будет теперь ужесточена, принимается решение оплатить билет на паром в Питере, и использовать его как основание для получения визы и уж заодно как гарантию места на судне - праздники все-таки! Из изобилия тарифов привлекательно выглядит круизный вариант с одной ночью в Стокгольме - ночевка в отеле 4 звезды обходится намного дешевле. Причем, есть еще более дешевый тариф - если поездка приходится с субботы по понедельник.

В Питере продажей билетов на паромы занимается десяток турфирм, и естественно, они все уверяют, что продают билеты без какой-либо наценки. Простое сравнение называемых цен с цифрами, представленными на сайте SiljaLine позволяет отсечь обманщиков. В результате остаются две фирмы: Norvista, где по телефону очень внимательно обслужили, рассчитав всевозможные комбинации, и GR-Travel, откуда прислали по е-почте файл с фирменным каталогом цен SiljaLine (цены, естественно, назывались одинаковые). Однако, GR-Travel согласился использовать более выгодную схему оплаты билетов, и я поехал заказывать билет к ним. Увиденная действительность слегка удручила - фирма сидела обшарпанной комнате, в которую надо пройти сквозь помещение копировального бюро. Порядок заказа был назван следующий: если я заказываю за месяц, то плачу 100 рублей, и за это мне выдают факс о подтверждении бронирования, если за две недели и менее, то требуется принести более ощутимую сумму. Иду в Norvista - там бронируют бесплатно - стоят онлайновые терминалы, с которых видны свободные места на судне, на руки сразу получаешь распечатку с номером букинга и печатью фирмы. Предлагается куча каталогов и журналов по Финляндии. Одна неприятность: при оплате рублями, цена по каталогу увеличивается на 3%+5%. Если забронировать и не придти оплачивать, то за две недели до даты отправления заказ снимается.

Заезжаю к финскому консульству за анкетами и пугаюсь размеров очереди - несколько сотен человек! Покупаю страховку - для этой цели выбирается один из самых крайних страховых агентов (из тех 30-40, которые тусуются перед визовым отделом) - агент оттесняется в сторону, где быстро соглашается снизить общепринятую цену страховки с 0.70$ до 0.60$ и скидку на страховку ребенка с 10% до 15%, дает пару бланков финских анкет. И делится информацией: очередь возросла за счет перебежчиков с других консульств - финны не изменили порядок выдачи - для получения Шенгенской визы достаточно принести свою фотографию, страховку и 150фим. - не требуется ни каких справок с работы и брони отелей! Зато изменились порядки в очереди. Во-первых: очередь не впускают внутрь - все стоят на улице. Во-вторых: приток народа спровоцировал страховых агентов к "нездоровой деловой активности" - так гласит объявление на стене. За эту "активность", в которую включена продажа бланков анкет и мест в очереди, финны грозят лишить, уличенную в этом фирму, аккредитации. Спросил, во сколько приходят занимать очередь - ответили, что, чуть ли не 7 утра. Хм… проблема! Ну что же! У меня есть бумажка о заказе парома до Стокгольма - пойдем в Шведское консульство. На следующее утро, подъехав к 9 утра к консульству, застаю очередь из 20 человек, которая целиком благополучно вмещается в крошечное помещение визового отдела. Беру бланки анкеты в руки, и мне становится не по себе: анкета на 8 страницах! На обычной - не самокопирующейся бумаге - на одного человека 16 страниц писанины! Ба! И на ребенка - тоже нужно заполнять! Итого: 48 страниц, вздыхаю, сгребаю в кучу анкет и забираю их для домашнего заполнения. С теплотой вспоминаю финские анкеты - всего две странички, на самокопирке, и на русском языке! Подумываю, что лучше - много стоять в очереди к финнам или много писать шведам? А какие замечательные вопросы в анкете: "когда вы служили в армии?", "данные на вашего boy/girl-friend`а?", "живут ли вместе ваши родители?", "если у вас Швеции есть знакомые, будете ли вы с ними встречаться?" и т.д. Ну ладно, раз уж начал со шведами, дойду до конца. На следующий день меня ждал новые сюрпризы: 1) очереди совсем не было - я был в 9 утра - третьим; 2) куча бумажек, о которых вещал автоответчик консульства: копии российского и заграничного паспортов, страховки, справки с работы - не требовались; 3) зато требовалась справка из банка о наличии денег из расчета 75 долларов на человека в день. Документы однако приняли, и попросили донести справку в течении ближайших двух дней. Выйдя на свежий воздух и проходя мимо первого попавшегося обменного пункта, без проблем делаю справку об обмене валюты, которую приношу обратно в консульство через 15 минут (с легкими сомнениями - а не быстро ли я вернулся? Но девушка в окошке благодарит за оперативность, делает копию справки и подшивает ее к анкетам). Паспорта получил через неделю, у шведов их выдают вечером, в 16-00, без очереди - вызывая по фамилии. 

Вечером, за день до отъезда вспомнил, что не купил страховку гражданской ответственности, думая, что цена в городе примерно устаканилась, и составляет для Скандинавии (австрийская) ~ 500 рублей, зашел, опять же, в первую попавшуюся фирму, за что был наказан: у них 500руб. стоила грин-карта только для Финляндии, а если еще и для Швеции - 650руб, хотя вроде как у остальных страховых фирм деление идет "Европа" и "Скандинавия". Было лень искать что-то еще, и я переплатил 150рублей, высказав продавцам, что я думаю об их тарифах (хотя они собственно были не причем - не они их устанавливали) хотя потом стало обидно, как могут обдурить у нас народ - заходящий в "первую попавшуюся" фирму .

Стартовать планировали в 5-00, но реально двинулись в 5-18. Ни где не останавливались, шли со скоростью 100-150км/час, и в 6-58 показывали паспорта пограничникам на выезде из Выборга. По пути были встречены две засады на скорость (в промежутке от 50 до 80км от города), обе на левой обочине, встречные активно отмигивались. В 7-26 встали в хвост очереди на переходе в Торфяновке. Перед нами стояло около тридцати машин, но очередь не двигалась - пересменка. Пошел искать бланки деклараций, но не нашел - в ящичках, в общем зале их не было, а будки были закрыты. Остановленный таможенник, на вопрос: "До какого час пересменка?" - аж даже обиделся, ответив, что все (смена) проходит без остановки, "ну в крайнем случае - за 10 минут". И действительно: через 20 минут окошки по открывались и 8-55 мы уже стояли перед магазином дюти-фри, который открывался в 9 утра. 

В 9-15 миновали заветный рубеж нашей Родины и в 10-40 отъехали от финской погран/таможни. Простояли долго - не смотря на то, что финны из нашей очереди уехали - у них свой проезд (самый правый), обозначенный щитом "для лиц без декларируемых товаров" и "лиц без визы". Некоторые наши соотечественники, посчитав, что у них нет товаров и не поняв приписочки на счет виз, тоже пытались туда заехать, но были возвращены. На финской границе теперь (по сравнению с прошлым годом) не нужно заполнять форму "U" и требуют снять обложку с паспорта, хотя для считывания ридером информации со страницы с визой, обложка вроде как, совсем не мешает. При пограничном контроле наблюдали инцидент: в очереди стоял микроавтобус с шестью человеками, которые при контроле дружно ответили, что едут в Швецию, на что одному из них шлепнули в паспорт штамп - "аннулировано" - потому что виза, у него там стояла финская. К сожалению, не удалось выяснить все тонкости - стояла ли там национальная или шенгенская виза, к выяснению дела подключился водитель автобуса, видимо по совместительству - старший в их группе и разговор пошел на повышенных тонах. 

В 12-20, объехав Хельсинки по третьему окружному кольцу добрались до отеля Корпилампи. Его бронировали заранее.Отель расположен на склоне горы, на берегу озера и 200 метрах от аквапарка "Серена", он дороговат, но того стоит. Стоимость на двоих + ребенок 720фим, если с билетами в аквапарк - 885фим, если на семью, и с билетами в аквапарк, но дети (2) спят на матрасах на полу - 785фим. На стоянке у отеля 15 машин, из них 6 - российские. После размещения в номере отправились мокнуть в "Сирену". Понравилось почти полное отсутствии публики до 16-00. После этого времени билеты становятся дешевле на треть (60фим вместо 90фим) - и сразу повалил народ - возникли очереди на самые популярные аттракционы: "черную дыру" и "зеленую трубу". При выходе на улицу обнаружили 5 или 6 автобусов с питерскими номерами. На дорожке к стоянке сидела (живая, но видимо больная) тетерка, проходящие мимо люди пытались ее кормить у кого, что было. На дворе - начало мая, на градуснике +14. А тут такой слой снега...

Ребенок, утомленный водными развлечениями и соответственно не близкой дорогой, пытался заснуть даже в стоящем положении. Уложив его спать, мы прогулялись по лесным тропинкам вокруг отеля, на склоне горы обнаружили огромные "языки" не растаявшего снега. Ночь с 30 апреля на 1 мая, согласно путеводителю, должна быть "Вальпургиевой", однако ничего примечательного, в виде ведьм и всякой прочей нечисти, мы не обнаружили и тоже завалились спать. 

Проснувшись утром по-раньше, продолжили процедуры, но уже в водном комплексе отеля: сауна - купание в озере - бассейн - водный массаж - джакузи… и так по кругу. Отель одним углом выступает в озеро, берега озера скалистые от 3 до 10 метра высотой, вода холоднее, чем ледяная. Виды красот и ощущения от такого купания - не передать! После сытного завтрака прогулялись по берегу озера, на противоположной стороне обнаружили несколько "стойбищ" - домики-коптильни и столы для еды. Видимо, в соответствующий сезон, здесь на глазах у публики происходит приготовление рыбы по древним традициям и естественно, ее съедание, пока рыба еще тепленькая.

Примерный вид из окон отеля...

Около 12 отправились в Хельсинки. В наших планах было заехать в церковь в скале и прогулка по центру города. Сделав два круга вокруг церкви, мы поняли, что с планы придется переделывать - свободной парковки не было в принципе! 1 мая - праздник! Финны гуляли во всю! По улицам шли колонны людей - все в одинаковых фуражках с белым верхом, у многих в руках бокалы с шампанским, у многих корзинки, с тем же шампанским, машины естественно оставлены на придомовых стоянках. Уличные информаторы показывают отсутствуют свободных мест на близлежащих подземных паркингах. В центре города поток машин еле движется. Находим свободное место на парковке перед Олимпийским терминалом Сильи, оплатив час стоянки, идем в сторону Кафедрального собора. Сразу становится заметно, что в Хельсинки Вальпургиеву ночь праздновали как следует: на земле, на тротуарах завалы мусора, серпантина, крендели от специальной, разноцветной пены, которой, надо полагать, ночью народ проливал друг друга, а также все окружающее - витрины, столбы и т.п. Забавно смотрится фонтан в начале Эспланады, в воду которого добавлено жидкого мыла - пена вываливается на тротуар. Детишки поливают друг другу волосы краской (надо полагать ее  затем можно смыть водой) из аэрозольных баллончиков. В парке около терминала, на траве, тоже нет свободных мест: кто на стульчиках, кто на подстилках, а кто и прямо на траве выпивает и закусывает.

Через час возвращаюсь к машине, чтобы заплатить за следующий час (на этой стоянке час - максимальное время стояния), но замечаю не вдалеке парковочного инспектора. Поразмышляв короткое время, решаю не изучать опытным путем, на себе, правила парковки: "можно ли не трогая машину с места, оплачивать второе максимальное время парковки?" Переезжаю к въезду на терминал, девушка при шлагбауме сообщает время начала регистрации - 15-00. До этого срока еще час, накрапывает мелкий дождик, а справа есть местечко (машин на пять), где уже стоит машина с немецкими номерами. Пристраиваюсь за ней, а за мной, в свою очередь встает пожилая пара на Мерседесе с итальянскими номерами.

Ради спортивного интереса сходил к кассам узнать почем билетики в день отправления - оказалось ровно столько же, сколько по каталогу и на сайте фирмы, в сети. Но вот места свободные есть только в "Турист-2". Отсюда вывод: оплачивать билеты можно и в России, и желательно тем, кто берет в твердой валюте. Или бронировать факсом (любит Силья с факсами работать - даже "Норвиста" заказывая в онлайне места, подтверждение все равно получает факсом) и оплачивать на месте.

В назначенное время проезжаем на регистрацию. Тормозим у будки, где горит зеленая лампочка на против нашего рейса, и не выходя из машины, протягиваем девушке билет. Взамен выдранного из билета листочка получаем кучу бумажек: листочек с номером, который надо повесить к лобовому стеклу, на зеркало заднего вида, посадочные талоны с пластиковыми карточками-ключами от каюты, талон на машину, ваучер на отель в Стокгольме, талоны на ужин и завтрак. Отмечу, что цена, проставленная на талонах, была выше той, которую мы оплатили заранее - например, ужин 145 против 130 марок - выгоднее оплачивать заранее. Некоторое время постояли на накопительной площадке, наблюдая с какой бешеной скоростью, погрузчик затаскивает на судно контейнеры (это уже не раз отмечалось в отчетах других путешественников). Затем загрузились и мы, на каждую заезжающую машину приходился свой человек, который приставлял одну машину, вплотную к другой. В Хельсинки загрузка на паром идет с кормы. При въезде машину не сфотографировали, я потом спросил у фотографов почему, ответили, что мало солнца - начнут фотографировать на рейсах с июня. Кстати машин в направлении на Стокгольм было мало, все разместились на одной (3) палубе, аппарели 4-ой палубы даже не опускали. Номер каюты определяется при регистрации и каюту нам выдали на 9 палубе. Поскольку вход во время плавания на машинную палубу закрыт, то все необходимые вещи планировали засунуть в одну сумку - не получилось - пришлось спускаться к машине еще раз пять - то тапочки забыли, то пиво . Окончательно двери прикрывают через полчаса после отправления.

Осмотрев каюту и разложив вещи, отправились на открытую (12) палубу. К этому времени все тучи разошлись и солнце стало припекать в объеме, достаточном для загорания. Хорошо было посидеть в кресле с баночкой пива и понаблюдать с большой высоты на город, на оживленную гавань - маленькие и огромные корабли просто сновали туда-сюда - вода была цвета насыщенного какао - от поднятого винтами донного ила. Кстати практический совет: вечерний ужин в буфете (20$) - выше всяческих похвал, за ужином вино и пиво - без ограничения, поэтому стартовая доза алкоголя (будь то пиво или что покрепче) не должна быть велика - испортите себе аппетит. Корабль я уже описывал раньше… (вот тут). Единственное что изменилось со времени нашей последней поездки 3 года назад - с променада убрали газончик с травой, живыми (карликовыми) деревьями и фонтанчиком.

Ребенок, гордый, что ему выдали свой персональный ключ, решил сбегать в каюту, но через 10 минут вернулся огорченный - запутался в коридорах и каюту не нашел. Жена за это время пыталась поволноваться - не потеряется ли ребенок? А я пытался ее успокоить путем рассказа анекдота: "Перекличка на подводной лодке - Иванов! Я! Петров! Я! Сидоров!…Сидоров!… Ну и фиг с ним! Куда он с подводной лодки денется!" Пока сидели на палубе, наблюдали, как лихо развернувшись в не очень-то и широкой гавани, пришвартовался рядом с нами SilajSuperSeaCat IV из Таллинна (с изображением здоровенного рыжего кота на борту). Из него выехало небольшое количество машин, и тут же началась погрузка. У нашего корабля уже начали поочередно отдавать швартовы, и в этот момент от будки регистрации на стенку причала выехал отчаянно бибикающий автомобиль. По палубе пронеслось всеобщее: "Ах..! Опоздал!" Пока кто мысленно, а кто и вслух, сопереживали - это ж надо умудриться опоздать - машина тем временем перестала бибикать, развернулась и встала на погрузку на Таллинн.

Через час корабль выбрался на чистую воду (но берег виднелся на горизонте) и на открытой палубе стало достаточно холодно. Мы переоделись и двинулись на ужин. При входе в буфет можно было забронировать стол на ужин во вторую смену (с 20 до 22 часов) или зайти сразу. Вместо талонов выдают план ресторана, на котором рисуют, как пройти к нужному столу. Определив для себя "рыбный день" я попытался отведать каждое из 20 имеющихся рыбных блюд, но сломался на полпути. Особенно расстраивался, что забыл всласть поесть устриц (или мидий...?) и креветок - редко потребляемых в повседневной жизни. Ребенок напротив, осмотрев столы с едой, скорчил гримасу, и заявив "что это безобразие он есть не будет" - набрал в тарелку копченой колбасы и вареной картошки, в которой без всякого аппетита ковырялся минут десять, по жена, пошедшая за добавкой для себя, не обнаружила в закутке стол "special for Children", и через минуту ребенок наслаждался "настоящей" едой: чипсы, картофель фри "а ля Макдоналдс", фрикадельки и сосиски. 

Из дополнительных развлечений, на борту присутствовал Московский цирк, артисты (гимнасты и акробаты) которого, два раза за вечер давали представления на променаде. Посещение беспошлинного магазина заставило задуматься: без какой, такой "пошлины" там торгуют - например полулитровая бутылка виски "Red Label", купленная в российском магазине ровно за 9$, здесь стоила 88фим или 13.5$. Впрочем, к подобная торговля - своего рода развлечение - финско/шведские туристы ломали голову, как уложится в свои нормы провоза крепкого алкоголя (эти нормы в виде формул "1л водки + 2л вина + 20л пива = 2л водки + … и т.п." на красочных плакатах, представлены на стенах магазина). Наши соотечественники разгуливали по магазину большей частью для получения удовольствия от сравнения цен на продовольствие - почти ничего не покупая, по крайней мере, пару раз я слышал возгласы типа: "Маня! Ты погляди, какая тут водка дорогая!". Для нас, привыкших, что в Питере на каждом углу имеется заведение типа "777" или "Джек-пот" - не привычно смотрелся ажиотаж пассажиров вокруг игровых автоматов, половина из которых была карточных. Впрочем, мы и сами не удержались и проиграли на автомате пригоршню финской мелочи. 

Около часа ночи отправились спать, предварительно установив два будильника: один обычный, второй телефонный. Время я поставил с небольшим запасом- для сбора вещей и завтрака. Сработал только обычный будильник, а телефон промолчал. Пробежавшись для разминки по верхней палубе и променаду, обнаружил, что запас получился слишком большой и понял почему не звенел телефонный будильник - где-то в пути мы "переплыли" границу финско/шведского времени - у нас образовался "лишний" час времени. На корабле практически нет часов с "местным" временем, показывают одновременно оба: финское и шведское - или присутствует два циферблата, или на одном циферблате две часовые стрелки, сдвинутые относительно друг друга на один час. Однако лишний час помог без спешки собраться, поплескаться в душе, неторопливо позавтракать, сидя у окошек на солнечной стороне корабля. На корабле было непривычно безлюдно, а в коридорах встречались следы ночного разгула - пустые пивные банки, окурки, брошенные прямо на ковролин. Повешенный у ресепшина ящик для потерянных ключей содержал десятка два карточек-ключей.

Понаблюдав швартовку корабля, мы отправились в машину, и буквально через 5 минут стартовали через носовой выезд. Все это делалось также без спешки, ибо за нашей машиной, в крайнем ряду, стояло некое технологическое оборудование, и выезжать мы никому не мешали. Следуя по указателям "Exit", выехали в город - нам предстояло провести в Стокгольме два дня.

Причал SiljaLine находится в пяти минутах езды от телебашни - самого высокого в Скандинавии сооружения - туда-то мы сразу и отправились. Подъехав к башне, мы обнаружили платную парковку, и еще обнаружили, что забыли дома шведскую мелочь. Банкомат в магазине с сувенирами отсутствовал, мы понадеялись на то, что в такую рань все парковочные инспектора еще спят. Оплатили с карточки билеты (65крон за троих) и поднялись наверх - оказавшись единственными посетителями. Вдоволь налюбовавшись красотами города, поснимав все на видеокамеру, мы двинулись на остров Djurgarden. На остров можно попасть по двум мостам. Использовав ближайший к башне мост мы заехали в тупик - путь на противоположную часть острова, где располагаются запланированные к посещению музеи "Аква", "Васа", "Скансен" - преграждала пешеходная часть острова. Пришлось возвращаться обратно, по пути отмечая, что бесплатные парковки есть, но вместо положенных, например, шести машин, туда набивается в два раза больше (используя газоны и места для разворота).

Приехав к музею "Васа" мы также не обнаружили: ни бесплатной парковки, ни банкомата. Пришлось ехать в центр города на поиски банка. Банк был найден на набережной, за квартал до королевского театра. Пока жена снимала с карточки деньги, я сделал пару кругов вокруг квартала по улицам с односторонним движением и полным отсутствием места для парковки. Движение сопровождалось воспоминанием о полезности правила приезда в страну, имея на руках долларов на 30-50 местной валюты. Кстати, выписка полученная из банка при возвращении домой, показала очень даже выгодный курс для покупки товара в мвгазинах, который система использовала при обмене карточных долларов  в местную валюту. ( + 0.10..0.20 единиц местной валюты)Типичный вид построек музея "Скансен". По дорожкам бродят гуси, павлины, и еще люди.

Вернувшись на Djurgarden, и припарковались теперь перед музеем "Скансен" (10крон за 20минут). Музей понравился - подробнее рекомендую прочитать в путеводителе (билеты 150крон). В нашем случае погода была прекрасной, парковый пейзаж дополняли разгуливающие по дорожкам гуси и павлины. Посещать музей в плохую погоду не рекомендуется - практически все под открытым небом. Что интересно - вход для молодых шведских мам с колясками - бесплатный! Осмотрели все за полтора часа, хотя наверное, можно было потратить еще столько же, но пришлось возвращаться на парковку (будь она не ладна!) - мы и так 10 минут просрочили. 

Следующая остановка - музей "Васа" (парковка 10крон 30минут, входные билеты - 150крон на троих). После осмотра музея наши силы иссякли и мы двинулись искать наш отель Jarva Krog. Найти его было достаточно легко - пригород Стокгольма - Solna - пересечение дорог Е4/Е18, но подъехать к нему мы смогли только со второй попытки. Отель очень приятный, несмотря на вид из окна на транспортную развязку. Уличная парковка отеля была занята, машину пришлось ставить в подземный гараж, ворота которого открывались ключами от номера. Для тех, кто собирает пластиковые ключи от отелей - ключи здесь деревянные - магнитная полоса нанесена на дерево! Передохнув пару часов и смыв с себя дорожную пыль, отправились на вечернюю прогулку. Жить в Солне и не обновить свое туристическое снаряжение было бы просто идеологически не правильно (и не только с точки зрения цены)  . Здесь расположен завод известной фирмы Primus. Что интересно: купленная в местном спортивном магазине печка Himalaya 3277  была на треть дешевле(58$) чем в Питере, зато газовые баллоны к ней были дороже!? Согласно паспортным данным, литр воды печка должна кипятить за 3 минуты - но эти данные, видимо приведены для высокогорных районов Земли   - тест, проведенный в условиях кухни показал 8 минут, при при среднем пламени.

Чудо современной инженерной мысли на службе у туристов. Вес 380гр. В сложенном состоянии умещается в кармане.

Добравшись до центра города, мы оставили машину на длиннющей парковке (10крон - 1 час/50крон - 1сутки) вдоль набережной Norr Malarstrand, которая начинается от знаменитого здания ратуши. С этого места в пешеходной доступности находится старый город (Gamla stan). По пути от ратуши, на набережной есть местечко, где можно подкрепится "подножным кормом", одновременно обозревая красивую панораму города на другом берегу. Цены в уличных ларьках: хотдог -10-15крон, кола, сок 10-15крон, минеральная вода 25крон.

Возвращаясь обратно в отель (да и утором следующего дня) вдоволь хлебнули "удовольствия" от езды по скоростным трассам по Стокгольму (о чем я не однократно читал в чужих отчетах). Во-первых, многие развязки - многоуровневые: выезжая в одной точке на нужную трассу, впервые (плохо зная город), очень трудно сообразить, куда надо поворачивать: Е4-Solna или Е4-Sodermalm? Во-вторых, в какую бы из четырех сторон света вы не двинули свой автомобиль в Стокгольме, везде попадается указатель на трассу Е4/Е20 - что напрочь лишает ориентации (попробуйте сориентироваться по солнцу, когда оно будет одновременно светить с четырех сторон). В-третьих, на трассе все несутся со скоростью 90-100км/ч, а при повороте направо, из одной точки отходит два-три съезда - ведущих, естественно, в итоге в совершенно противоположные места. Поэтому если ехать со скоростью пригодной для маневра - 40-50км/ч - вы начнете создавать проблемы для позади едущих. Долго двигаться в правом ряду тоже нельзя - задолго до начала съезда с трассы появляется бордюр с заборчиком, который не даст вам вернуться, если вы не хотите здесь сворачивать или свернули не там где надо. Даже, если повезет, свернув на нужный съезд, можно поломать голову, когда с этого съезда пойдут отвороты направо и налево, с петлей над дорогой или под дорогой. Во общем при изучении данного феномена, в общей сложности, за два дня, лишних километров 40 мы накрутили.

На улицах города много зон ограничения скорости до 30км/ч - школы и т.п. В одном месте даже попался авто-измеритель скорости, высветивший мою скорость - аж целых 34км/ч. На многих остановках общественного транспорта установлены часы - показывают, через сколько времени придет следующий трамвай или автобус.

Вернувшись в отель, обнаружили забитую машинами не только уличную парковку перед отелем, но и плотно заставленный подземный гараж, в котором с большим трудом удалось затиснуться в узкую щель. На следующий день, снова помучавшись с развязками, мы опять запарковались около ратуши (оплатив стоянку на сутки) и пошли смотреть королевский дворец и смену караула. Путеводитель рекламировал дворец, как чуть ли не единственный в мире, в котором живет король и он открыт для посещения публики (билеты 120крон на семью). В реальности для публики открыта лишь четверть дворца, а обстановка напоминает царский дворец в Павловске, и даже еще попроще. Из восьми, встреченных во дворце групп посетителей - шестеро были русскими. (остальные ходили молча - возможно они тоже были русскими) Королевский дух ощущался только во дворе - там стояло несколько одинаковых серых Volvo, Некоторые элементы оформления машин, выдавали их принадлежность августейшим особам. Смена караула продолжалась почти час (начиная с 12-00) и выглядела достаточно интересно. Большой популярность пользовался забавный - зеленый караульный туалет, стоящий прямо на дворцовой площади, в углу. (забавность в том, что ноги и голова стоящего там человека, видны со стороны площади)

Вид на знаменитую (нобелевскими церемониями) городскую ратушу. Узки улицы старого Стокгольма!
Вид на знаменитую (нобелевскими церемониями) городскую ратушу. Узки улицы старого Стокгольма

Пройдя половину пешеходной улицы Drottninggatan, прогулку пришлось прервать и вернуться к машине - приближалось время отъезда. По пути заглянули в картографический магазин - давно хотелось купить атлас мира - желательно подешевле. Я и так знал, что дорожные карты за границей дороже чем у нас, теперь и про атласы знаю - те же 100-200$, как и у нас в Питере, в Доме книги.

Прогуляв несколько часов по городу, мы лишний раз подтвердили для себя истину, что хождение по музеям и "отмечания себя в достопримечательностях", гораздо менее приятнее, чем простая, неспешно-созерцательная прогулка по городу.

До причала добрались без особых приключений, только в одном месте поволновались, увидев указатель "в порт такой-то" направо, а "в порт такой-то" прямо. Свернуть я просто не успел, а через некоторое время стали попадаться указатели Сильи, и дорога вывела куда надо. После регистрации, в накопительной очереди, уже стояло около сотни машин, десяток из них - явный перегон в Россию - с немецкими транзитными номерами. Стояли достаточно долго - на погрузке было очень много грузовых машин. Легковые грузились последними - на четвертую палубу. Разводящие ставили машины совсем вплотную, в связи с чем, мне совсем не понравился фаркоп, торчащий из впередистоящей машины, особенно после того, как увидел, что хозяин не поставил ее на ручник. Хотя на машине стояла коробка-автомат, я на всякий случай (когда ее хозяин ушел) попихал ее коленом в бампер, чтобы узнать - покатится или нет?.

Каюта досталась на 10 палубе. Поднялись на верхнюю палубу для прощания со Стокгольмом - каждый бросил по монетке в море. Хочется вернуться сюда снова - красивый город!

На палубе, в уголке, прямо на пластиковом настиле, спал молодой финн, положивший под голову подушку, взятую в каюте с постели - утомился видать бедняга от ночной жизни, и готовился к следующей ночи - в Стокгольме он даже не выходил. Обратный рейс прошел без всяких приключений. Ради интереса спустился на вторую палубу посмотреть, что представляют из себя каюты класса "Турист2" - абсолютно тоже самое, что и "Турист1", но в коридорах погрязнее и публика шатается разношерстная (в смысле не вся из себя приличная). Запомнился выезд с парома на землю Финляндии. Причал в Хельсинки размером с два футбольных поля: направо площадка в 14 полос для грузовиков, налево 4 полосы на Таллинн, прямо 12 полос для легковых машин. С парома выпускают по одной машине. Мы выезжаем на пустое (кажущееся бескрайним) поле и видим двух финских полицейских, которые, широко расставив ноги, стоят на 6 и 8 полосе. Догадались, как надо ехать? Правильно, мы поехали между ними, они на нас внимательно посмотрели, но останавливать и давать дуть в трубочку не стали.

Перед каждой поездкой в Финляндию накапливается небольшой список того, что имеет смысл покупать именно там. Во-первых дешевле, а во-вторых в финских магазинах покупки совершать на порядок приятнее. Для начала заехали в Итакескус. Список необходимых покупок от этого не уменьшился, зато выпили несколько чашек вкусного чая, с вкусными булочками. Решив продолжить шопинг в Котке, двинулись дальше. На полпути до границе заправились на "Esso" по 6.99марок за литр 95-го бензина (возникло ощущение, что машинка поехала веселее).

Подъехав к Котке и свернув с Е18, достаточно долго добирались до исторического центра города - он расположен на полуострове (даже, скорее всего, острове) - достаточно далеко от трассы. Увидев большую парковку, остановились и осмотревшись, обнаружили через дорогу отель "Sokos". Поскольку иметь карту местности стало обязательным атрибутом во всех отелях - сходили на ресепшен за картой. К сожалению, "Sokos" не оправдал надежд - карты были, но напечатанные на цветном струйном принтере, и рассчитанные на тот случай, если вы заблудитесь на соседней улице. Рядом находился спортивный магазин, заглянув туда, мы разговорились с русской продавщицей (сейчас это типичный случай для финских магазинов) которая не поленилась покопаться в картах города и объяснить где, что находится. Мы приняли решение вернуться на Е18, и посетить придорожный "торговый пятачок" с тремя магазинами: "CityMarket", "Antila", "K-rauta". Около шести вечера, закупив почти все, что хотели, тронулись в путь. Проезжая Хамину, в достаточно длинной зоне действия знака "40" видели засаду на скорость. Полиция в микроавтобусе стояла на автобусной остановке, спрятавшись за поворотом, меряла скорость едущих со стороны России.

Приехав Ваалимаа, обнаружили, что пункт возврата TaxFree перенесли из синей "шайбы" на пункт паспортного контроля. Раз уж остановились, поужинали пицей, и накупили красной и тресковой икры.

В 20-25 встали в очередь из приблизительно 20 машин перед светофором финской границы. Потратив полчаса (основное время ушло на возврат денег - девушка в окошке желала, чтобы мы вытащили из багажника все, что накупили, но удалось отговорится, и показать ей только пару пакетов), со скорость 20км/ч мы закатились на нашу территорию. Столь малая скорость обусловлена проездом мимо загадочной многоглазой видео-электронной конструкции. Очередь на Родину заняла два с половиной часа. После порядка на финской границе достаточно неприятно попадать в отечественный бардак. Время стояния удлинялось за счет "блатных", которые заезжали на контроль с права, по встречной полосе, и "наглых", которые втискивались слева. Подобные "объезды" очереди спровоцировали панику среди слабонервных - "Как же! Я тут на месте стою - а по бокам ездют!" Поначалу спокойно стоящая очередь (в одну нитку), вдруг встрепенулась, в один момент разметалась, и сгрудилась в три ряда - на некоторое время сама себя застопорив - правый ряд упирался в забор, а левый был предназначен для финнов. Заехавший в "ряд для финнов", в какой-то момент понимал, что надо втиснутся в очередь или пограничники вернут тебя в конец общей очереди. После финских светофоров, как правильно отметил SergSPb в своем отчете, диковинно выглядел наш погранец, размахивающий руками для распределения потоков перед будками контроля. На таможенном контроле народ привычно возмущался, в ответ на требование предъявить декларацию, заполненную при выезде. В полпервого ночи мы выехали из под шлагбаума. Заезд на 190км до Питера, в темноте, с необходимостью обгонять фуры и другой тихоходный транспорт, при оживленном встречном движении, не доставил ни малейшего удовольствия. И даже произошел конфуз - к двум часам ночи стало клонить ко сну - а тут встречные стали мигать, я же, с благодарностью к мигающим, снизил скорость до положенных 90км/ч, так и ехал, а встречные все мигали, пока одна из встречных фур не бибикнула так, что пришлось проснуться - я забыл про свой дальний свет!

В 2-30 въехали во двор дома. Путешествие на 957км закончилось!

Home page...