Круиз на SilajLine Хельсинки-Стокгольм

Круиз на Silja Line
Хельсинки-Стокгольм

Конец финансового года (март, 1998) ознаменовался каторжным трудом ряда сотрудников, включая и меня тоже. Новый план счетов, деноминация - о, это целая история. Благодарное руководство ломало голову, как поощрить таких добросовестных работников… Дать денег? Но среди добросовестных попадались разные люди: одни уходили домой в семь, а другие в десять вечера. Во-общем, без'обидная дележка премиальных денег согласно трудозатратам была практически не возможна. В результате было решено отправить группу отличившихся сотрудников на проветривание и отдых куда-нибудь за границу. Народ рвался в Париж или на худой конец в Прагу, но верхняя планка отведенной на поездку суммы позволила победить моему предложению - поездка в Стокгольм, на пароме. Честно говоря, в моем предложении был заложен особый интерес к паромам: ближе к лету я собирался самостоятельно съездить в Германию за автомобилем, и поэтому я хотел поближе ознакомится с такой занимательной вещью, как паром. Тем более, бывая в раннее в Хельсинки, виды возвышающихся громад паромов "Silja Line" и "Viking Line", в купе с рекламными буклетами, расписывающими прелести ночной жизни на борту, давно уже тревожили мое воображение.

Организация поездки много времени не заняла - лидерство на подобных направлениях было у туристической фирмы "Нева", которая за 190 долларов за каюту класса "seaside" с человека, с радостью согласилась отправить нас по назначению. Дополнительные усилия, приложенные к менеджеру соответствующего отдела тур-фирмы, позволили выторговать на группу из 30 человек одно бесплатное место и по одному оплаченному завтраку - каждому. В группу, по мимо ударников труда, влилось некоторое количество их жен и мужей. По деньгам: к стоимости каюты (190$) добавлялась стоимость шведско-финской визы - 35$, завтрак по 7$, пара ужинов по 14$ и страховка по 6$ с человека. А в стоимость каюты входила доставка автобусом из Питера и обратно, экскурсии по Хельсинки и Стокгольму.

Поездка началась в ночь (0.30) на 19 апреля. Не успел автобус выехать из города, а дружный народ уже разливал припасы по стаканчикам - дорога пошла по наезженной колее. По этой причине, большая часть коллектива не только не заметила тягот пятичасового переезда, но и даже момента пересечения русско-финской границы, хотя к окошечку на проверку паспортов вроде ходили все. Ну а самые истые алкоголики, воспользовавшись тем, что финская виза была транзитной - и финны не должны были контролировать объем ввозимого алкоголя, пополнили свои запасы дешевым виски из "Duty free".

Помимо всего прочего, наступивший день приходился на Пасху, что и сказалось на характерных припасах, прихваченных многими в дорогу - куличах. Когда часть путешественников решило размяться и испить кофе на кратковременной стоянке в известной "шайбе" в Vaalimaa, произошел конфуз. Как только народ развернул припасенные куличи и стал угощать друг друга, прибежал финн с требованием немедленно убрать "нештатный" продукт со стола. Ни какие уверения, что мы тут не просто так едим, а исполняем религиозный обряд, на него не подействовали, и кофе пришлось пить без всякого аппетита.

Приехав в Хельсинки мы разделились: часть людей поехала по запланированному маршруту в аквапарк "Серена", а часть осталась бродить по городу. Погода была промозглая, и мы с женой подкрепившись в ресторанчике, забрели в самый большой, Кафедральный собор на Сенатской площади. Внутри красиво играла музыка, и самое главное было тепло. Мы решили посидеть, понаблюдать за окружающими. Сам собор внутри украшен очень скудно по сравнению с западноевропейскими храмами, уж не говоря про православные церкви, отштукатуренные крашенные стены, простые деревянные скамьи. Однако, в результате сидения, нас страшно разморило, похоже, что даже помимо своей воли мы стали отключаться и проваливаться в сон. Пришлось опять уходить под холодный ветер. Тем не менее скоро подошло время загрузки в автобус. Забрав на условленном месте всех путешественников, автобус переместился к терминалу "Silja Line". Разглядеть тонкости автомобильной загрузки парома не удалось - пешие пассажиры загружались через длинный застекленный "рукав" над забором, окружавшим судно. А машины и автобусы заезжали с другой стороны - с кормы. При входе на борт всех без разбору фотографировали, кстати и тех, кто въезжал и на автомобилях. Фотографии потом можно было посмотреть и выкупить на "променаде". Причем, если пешие путешественники могли подготовиться и скорчить перед съемкой подобающую обстановке физиономию, то автомобилистов съемка похоже заставала врасплох - уж больно забавными выглядели их лица, ну, а тех кто в этот момент откидывался на спинку сидения вообще было плохо видно.

Вошедшие пешком сразу попадают на 7 палубу, на "променад". Так называется внутренняя улица корабля, присутствующая на данном маршруте только на кораблях "Симфония" и "Серенада". Сразу понимаешь, что называть данное транспортное средство - паромом, т.е. средством для "переправы", совершенно не хочется. Это средство для развлечения. Итак, постараюсь описать судно (плыли мы на "Серенаде") от начала до конца. 

Тактико-технические характеристики:
год постройки 1991 скорость 23 узла
длина 203м водоизмещение 58400 тонн
ширина 31.5м число спальных мест 2980
осадка 7м число кают 985
мощность двигателя 32000 kW вместимость автомобилей 360 шт

На корабле 12 палуб, на второй расположены самые дешевые каюты (это ниже ватерлинии), на 3 и 4 палубе место занимают автомобили, в два яруса, и автобусы. Начиная с 5 и 6 по 8-11 палубы - каюты, часть имеют окна на море, часть окнами на променад, ну а часть кают находится во внутренних коридорах и окон не имеет вообще. Помимо кают на 5 палубе: набор саун и массажных кабинетов, на 6 палубе: конференц-центр на 570 сидячих мест, который можно раздробить раздвижными перегородками на 25 отдельных зальчиков, магазин Tax Free (основной товар - алкоголь, во всех его проявлениях), традиционный (a la Carte) ресторан "Максим", и ресторан - буфет (иначе именуемый в России a la "шведский стол").

На 7 палубе, кают нет - это место для разгула: променад - улица длиной 140 и шириной 8 метров, хотя и покрыта мореным деревом, но в середине имеет газоны с зеленой травкой и садик в японском стиле с карликовыми деревьями и ручейком. Сюда выходят витрины магазинов (косметика, парфюмерия, одежды, ювелирторг, сувениры, аптека, детские игрушки) и рестораны: "Capitain`s grill" (бифштексы), "Happy Lobster" (рыба и морепродукты), "Bon Vivant" (деликатесы), бары "Seaside Bar" (коктейли), "Seaside Cafe" (кофе и выпечка), "Pub Martim" (пиво в английском стиле), "El Gringos" (караоке). Здесь же большой "загон" для детей "Silja Land", с бассейном наполненным мячиками, горками, батутами, всякими гимнастическими приспособлениями, типа веревочных лестниц и качающихся мостиков, и наконец просто игрушками. На против того места, в которое попадают пассажиры при входе - ресепшен, обычного - отельного типа, информационный стенд, обмен валюты, стойка с картой маршрута, на которой перемещается точка текущего положения судна. В носовой части променад заканчивается входом в ночной клуб - казино, с обычным набором: несколько столов рулетки, блэк-джека, (фишка 5fim), игровые автоматы. Затем еще четыре бара, столики, расположенные амфитеатром вокруг сцены для представлений и по совместительству - танцплощадки.

Над променадом, на высоте 18 метров стеклянная крыша, а по боковым стенкам торчат ступеньками окна кают. Когда поднимаешься на лифте (а их восемь штук), вид с высоты, через стеклянные стенки, просто завораживающий. На 12 палубе, на корме "Sunflower Oasis" - акваразвлечения: несколько саун (мужская и женская отдельно, семейная - которую надо заказывать заранее, да и не дешево - 240fim), бассейн, горки, несколько джакузи, бар. Работает это заведение не до поздна (кажется, только до 20-00), рядом парикмахерская. Утром сауна - бесплатно (вечером 40fim c человека), но надо иметь свое полотенце. Носовая часть закрыта, там начинаются служебные помещения - мостик. А в промежутке открытая палуба, с выносным баром, местами для лежаков и игры в мини-гольф. По бортам все свободное пространство прикрыто стеклянными, выше человеческого роста, панелями - на ходу с корабля не спрыгнуть. 

На 13 "этаже" панорамный бар "Stardust" с роялем по вечерам, и диско по ночам. Если вам все таки хочется высунуться за борт корабля (ну не знаю зачем, может в море плюнуть - хотя говорят, нельзя, плохая примета) это можно сделать на корме - с каждой палубы есть выход, по виду очень напоминающий пожарный, с лестничными пролетами между палубами. Когда смотришь вниз, на кильватерную струю, видишь, как в ста метрах позади корабля продолжает бесноваться (иного слова не подобрать) вспученная гребными винтами вода. На нос корабля доступ закрыт, поэтому повторить соответствующую сценку из кинофильма "Титаник" не удастся. На самом кончике носа вертится радар, да вообще, в открытой Балтике дует такой ветрюга, что на открытых местах корабля становится неуютно.

Каюты, в которых мы размещались, ни чем не отличались от комнат в любом трехзвездочном европейском отеле, разве что площадь помещения поменьше: 11м2. Та же земная мебель, телефон, телевизор, в санузле раковина, унитаз, душевая кабинка, сушилка для одежды.

Как протекало наше путешествие. Сразу скажу, выбрать правильный алгоритм и темп "забега" трудно, в последствии приходится жалеть, что одно надо было делать в первую очередь, а другое в последнюю. Самое главное - надо грузиться на борт корабля, выспавшись, потому как яркие краски ночного карнавала начинают угасать вместе с запасом сил. Мысль использовать такой корабль как транспортное средство и по совместительству плавучий отель для транзитного проезда по Швеции или Финляндии в корне не верна! Или вы пожертвуете частью развлечений или будете на следующий день клевать носом в руль. У нас получилось следующее: из-за прохладной погоды мы основательно промерзли, и сразу по вселению в каюту полезли под горячий душ. После душа, для более полного согревания, я добавил виски внутрь. Минут двадцать пришлось провести в горизонтальном положении, организм требовал релаксации. Затем, переодевшись в "вечерние платья" или заменители оных, мы проследовали на обследование корабля (выше было перечислено). Вдоволь набродившись по палубам, магазинам, но не барам, так как напитки в барах, после цен на алкоголь в российских Duty Free, вызывали стойкое отвращение, мы отправились на ужин. Проходит он в две смены: с 17-00 до 19-00 и с 19-00 до 21-00. Поговаривали, что в первую смену питаться дороже. В буфете царило подлинное изобилие, особенно рыбных блюд: рыба пареная, жаренная, маринованная, заливная и еще бог весть какая, три вида икры. В тот год Силья конкурировала с Викингом, как то по особенному, поэтому, свободно разливного пива и бочкового бело-красного вина, в отличие от сегодняшнего времени, в буфете не было. Я не смог удержаться и перепробовал все, что смог и в результате на некоторое время лишился способности двигаться. Единственное, что не понравилось в буфете, это большие столы - на 6-8 человек, были и маленькие, но они естественно, были заняты. Тяжело дыша, мы вскарабкались на лифте на 13 этаж и плюхнулись в уютные кожаные кресла в Stardust'е. Этот бар так назван не просто так, а из-за наличия черного потолка утыканного мелкими лампочками, изображающими звездную пыль. В этом полумраке хорошо смотрелся, и главное слушался, рояль со свечками в канделябрах. Через некоторое время способность передвигаться восстановилась, и мы переместились в казино. Однако так и не восстановилась способность к пляскам, поэтому дискотека в первую ночь была пропущена. Опять же проблема выбора: насладиться едой, как римский патриций - без ограничения, или остаться легким на подъем? Ощущений масса и всех их не передать.

Рано утром будильник разбудил и призвал продолжить тяжелый труд - предстоял поход на завтрак (есть совершенно не хотелось, но не пропадать же оплаченному добру!) Оказалось, что стол на ужин и завтрак две совершенно разные вещи (в смысле изобилия), в меню была представлена колбаса, сыр, сосиски, мюсли, фрукты - типичный завтрак любого скандинавского отеля. 

Чтобы закончить с описанием корабля: про магазин на корабле - ничего особенного, купить русскому человеку практически нечего (сувениры продаются и в других местах), может если только продукты, если требуется прямо с причала мчаться вглубь Швеции. Самый главный товар - алкоголь во всех видах, цены по сравнению с российскими великоваты, а по сравнению со скандинавскими - маленькие, вот и лежат около каждой кассы тележки (типа как у наших старушек для поездок на дачу), на которых, по окончанию круиза, шведы и финны свозят с корабля коробки с бутылками.

Выгрузка в Стокгольме прошла динамично, не смотря на пересечение виртуальной черты финско-шведской границы. Толпа шла валом по застекленному терминалу, а сбоку у стеночки стояло человека четыре (кто в фуражке, кто в свитере), поскольку я остановился невдалеке, поджидая отставшую жену, то видел, как они периодически вытаскивали из толпы кого-либо, кто внушал им какие-то подозрения, и проверяли у него документы. Некоторым из нашей группы, кто слишком громко кричал по-русски, удалось получить в свой паспорт штамп о въезде в Швецию.

Описание Стокгольма оставлю на следующий раз. Это замечательный город, в котором можно много чего посмотреть. Перед приездом сюда на пароме мы с женой уже бывали здесь, но к сожалению,  зимой. Зимний город поразил отсутствием снега (за городом снег был, и в не малых количествах) и красными коврами, расстеленных на некоторых пешеходных улицах. А в этот наш весенний приезд Стокгольм встретил дождем, при температуре +10°C.

Приведу список мест и достопримечательностей, которые в ходят в набор стандартного путешественника, топающего по городу вслед за экскурсоводом.

Старый город (Gamla Stan) - королевский замок, почти единственный среди других, сочетает в себе музей и место проживание королевской семьи (сокровищница, оружейный кабинет, древности), забавная смена караула в 12 часов, Стокгольмский собор, узкие пешеходные улицы.

Музей "Васа" - самый большой корабль XVII века проплывший… 300м.

Скансен - музей под открытым небом (для хорошей погоды) о древней Скандинавии;

Аквария - маленький музей, но с настоящими акулами;

Ратуша - само по себе замечательное архитектурное сооружение, к тому же можно приобщиться к процедуре награждения нобелевских лауреатов.

Башня Kaknas - высота 155 метров - для обзора города с высоты птичьего полета.

Для детей: музей сказок "Юнибакен".

Для взрослых: стриптиз в "Кокаду" - запомнился негр с большой гениталией.

Что можно почитать и посмотреть:

CityGuide по Шведским городам.

Краткий путеводитель по Стокгольму (Rus)

Stockholm Information Service

The Vasa Museum

Aquaria

Все Музеи Стокгольма

Кемпинги в Швеции

Еще вот так, про кемпинги

Информация о Швеции (Rus)

Обратный путь прошел без приключений. На открытой палубе особенно интересно при подходе корабля к Стокгольму и Хельсинки, в открытом море смотреть не чего, а к причалу в центре Стокгольма долго приходится плыть в шхерах десятка островов, на которых находится город. А из окон кают практически ничего не видно, поэтому необходимость переплачивать за каюту с окном - сомнительна, уж лучше окно на променад - так веселее будет.

SiljaLine - Все про Silja Line. Понятнее, наверно по-английски, но нет цен, цены надо смотреть в финской версии или на немецкой.

Цены на лето 2001 года - Страничка фирменного из буклета (в формате MS Word).

FerriCenter - здесь найдется любая информация о паромных сообщениях в Европе.

 

Все таки поездка на таком пароходе утомительное, для здоровья, дело! 7 футов под килем!