Идея съездить за машиной в Германию вырисовывалась постепенно, как цветок лезет из земли - листик за листиком. Во-первых, старая машина (2109) пригнанная по знакомству, кстати, тоже из Германии, все больше требовала разных мелких ремонтов. Во-вторых, при посещении городских авто-рынков и разглядывания листочков с тактико-техническими данными, прицепленных к лобовым стеклам блестящих и густо пахнущих дезодорантом, автомобилей, взгляд неизменно цеплялся за приписку: "только что...2...3 недели из Германии". В-третьих перегонщики возят машины в Россию вовсе не из альтруистических побуждений об обеспечении населения качественным автотранспортом, и на их гонораре можно сэкономить. И самое главное, имелись знакомые в Германии, которые могли прислать приглашение и помочь в поисках. В один из приездов в Питер, немцы случайно забрели в какой-то автосалон, были очень удивлены нашими высокими ценами на машины. Решение ехать также основывалось на принципе "если не догоним, то по крайней мере согреемся", в смысле "не купим машину, то посмотрим на Германию". Количество сведений о трудностях самостоятельных покупок машин, тоже было не мало.

Заручившись согласием знакомых прислать нам приглашение, я с головой погрузился в сеть в поисках информации, о том как надо покупать автомашину в Германии. Абсолютным лидером, по насыщенности информацией, для меня стал сайт Андреаса Брукмана "Автомобили в Германии". В то время, я почему-то совсем не обратил внимания на существование конференций "Перегон" и "Таможня", где можно было задать вполне конкретные вопросы. Интересно было прочитать заметки Михаила Лоскутова

Получив (с помощью службы DHL) долгожданное приглашение, отправился в немецкое консульство (Фурштатская, 39 телефон 320-2400) за анкетами. В отличии от финского консульства, у немцев все строго: надо постоять в отдельной "очереди за анкетами", получить их, предварительно предъявив свое приглашение (а то вдруг ты с анкетой сделаешь что-нибудь не приличное - возьмешь и не поедешь!), на бланк анкеты (из 8 страниц!) скопируют первую страницу загранпаспорта и скажут когда приходить ее сдавать. Оформление недельной визы стоило 40мк(DM) на человека. Покупка авиабилета была сопряжена с тонкими математическими расчетами - а вдруг машину не купим и надо лететь обратно? Купить билет в один конец или в оба конца, но с возможностью возврата? Выбираем самый дешевый вариант (APEX) туда и обратно, с фиксированной датой без возможности возврата. Ох уж эти авиатарифы!

После чтения отчетов об аналогичных поездках прокладывается маршрут возвращения: езда через Польшу отметается сразу, и лучшим признается северный путь: через Швецию-Финляндию. Можно было бы конечно попробовать заказать билет из Германии в Финляндию, но по слухам, на этом маршруте всегда очень туго с местами, а 600км по Швеции описываются яркими красками.

Шведская транзитная виза получается на основании немецкой, за 20 долларов на человека, единственное неудобство - двух кратное стояние в уличной очереди перед консульством: у шведов прямо с улицы попадаешь в комнатенку визового отдела (телефон 329-1440 или автоинформатор: 329-0099). Было бы неплохо посмотреть заодно, по пути, и Данию, но с большим сожалением узнаем, что Дания не входит в Шенген, а времени на получение датской визы уже нет. Бронируем паром Silja-line из Стокгольма до Турку, и совсем на всякий случай (они ходят каждый час) бронируем паром Швеция-Германия (Треллеборг - Травемюнде) у фирмы TT-Line.

После сбора информации в сети о правилах и способах покупки автомашин набирается увесистая папка с бумагами, содержащая распечатки документов оформляемых при покупке, списки авторынков с адресами, маршруты движения, расписание движения паромов, ну и конечно советы бывалых, как покупать подержанный автомобиль ней добавляется перевод водительского удостоверения на немецкий язык (опять же - на всякий случай).

С некоторыми мучениями выбираются сувениры для знакомых в Германии. Одно дело покупать сувениры для себя в чужой стране и совсем другое - покупать для других, в своей стране! В результате получается комплект бутылок "Московской" от "Кристалла" и набор расписных деревянных ложек. За сборами не заметно подошла дата отлета.

Перелет "Аэрофлотом" до Берлина ни чем примечательным отмечен не был. На паспортно-таможенном контроле ярко выражен "немецкий порядок" - все проходится мгновенно. Таможня контролирует только избранных: я увешенный тремя сумками, не привлек внимания, а вот жену, одиноко идущую сзади, с одним пакетиком (с 4 бутылками водки) остановили спросить, с какой это целью она приехала в Германию и много ли у нее есть денег? Пришлось возвращаться и выручать.

Наш знакомый встречал нас у выхода, парковка оказалась в десяти шагах от здания аэропорта Шенефельд, и через несколько минут мы уже выехали на автобан. Нам предстояло добраться до Нойрупина - небольшой городок, 90км от центра Берлина. Немецкий автобан, знаменитый тем, что на нем отсутствует ограничение скорости - ради этого сюда приезжает народ аж с Америки, чтобы взять в рент какой ни будь "Mercedes SLK" и погонять под 300км/ч. Но та трасса, на которую мы выехали (А10) разочаровала - просто тропинка какая-то! Немец пояснил, что эта дорога строилась еще при Гитлере. После свернули на А24 (на Гамбург), более современную, но она тоже не впечатлила - я ожидал по шире, а тут всего две полосы в каждую сторону и очень широкая обочина.

В нашем путешествии наступил новый этап - преодоление языкового барьера. Я владел немецким языком в объеме школьно-институтской программы, последующее освоение английского языка не прошло даром, при построении фразы мозг старался идти легким путем и подсовывал английские значения слов. Жена изучала только английский, но перед поездкой научилась здороваться и прощаться, а также считать до ста. Наши знакомые в этом отношении оказались на высшем уровне, из-за периодического непонимания друг друга никто не комплексовал, и все были довольны. Характерный пример на первых минутах общения: немец начинает что-то рассказывать, а я с непривычки понимаю только отдельные слова: "семья, дочка, больница". Жена начинает меня теребить: "ну переводи-же!" - Я ей осторожно отвечаю: "кажется у них какое-то несчастье, дочка в больнице". Жена говорит: "знаешь, по его виду и интонации, не похоже, на несчастье". Я переспрашиваю - и точно, оказывается, нам рассказывали про рождение внучки!

Заехав домой и положив вещи мы отправились на осмотр местности. Нойрупин оказался небольшим городком, 80 тысяч жителей, центр застроен 2-3 этажными домами довоенной постройки, все центральные улицы замощены булыжником. На берегу длинного озера стоит большой собор, используемый по назначению и как местный музей. Раньше прямо в городе располагался наш военный аэродром, казармы и прочие здания уже перестроены в жилые дома, территория облагорожена, а вот взлетная полоса и засыпные ангары остались - достаточно трудно придумать, как с ними быть!

На этот небольшой городок имелось около двадцати авто-хаусов и авто-магазинов. Авто-магазины, как правило представляли из себя небольшое помещение на первом этаже здания и торговали строго определенными марками автомобилей (обычно японскими), образцы которых, в количестве одной-двух штук, стояли здесь же, в зале. Авто-хаусы делились на два типа: а) с салоном на десяток новых машин, тоже определенной марки и площадки с разномастными моделями и марками, разных годов выпуска, полученных по программе "меняем старый автомобиль на новый"; б) просто площадкой (часто без забора) около жилого дома владельца или с будочкой для продавца. Однако поисками машины нам предстояло заняться на следующий день, а в день прибытия, в качестве культурной программы, мы съездили в местечко Райнсберг, посмотреть на замок который был построен для сына Фридриха Великого. За время социализма в ГДР он пришел в полный упадок, но к моменту нашей поездки его уже восстановили на две трети. Рядом с замком находилась гончарная мастерская, куда наши знакомые зашли, что бы по старинной европейской традиции купить для своей новорожденной внучки именную глиняную кружку. Мы тоже были не против обзавестись забавными глиняными сувенирами.

День завершился ужином, причем характерно немецким: из еды бутерброды из 5-7 сортов колбасы, женщинам сухое белое вино, мужчинам пиво. Когда бутерброды кончились и со стола было убрано все, что еще можно было укусить, хозяин достал шнапс (38°) и ужин продолжился, причем женщинам не только не наливали, и даже не предлагали. На утро я надеялся проснуться с жуткой головной болью, после такого обильного смешивания шнапса с пивом, но осторожно открыв сначала один глаз, затем второй, с удивлением обнаружил полное отсутствие похмельных синдромов. Видимо смесь пива и шнапса для немцев является таким же национальным питьем (рассчитанной с химической и физиологической точностью), как и смесь пива и виски для англичан и шотландцев.

Утром за нами заехал уже другой наш знакомый и на его машине мы отправились на поиски. Весь день был полностью посвящен ездой по местам, где можно купить автомобиль. Оказалось, что на большое количество точек торговли у местных немцев наложено табу - их владельцы принадлежат к категории "новые немцы"-турки-русские и считается, что покупать там машину очень опасно - обязательно обманут! И их существование рассчитано исключительно на покупателей из Восточной Европы, Азии и России. Не говоря уже о скрученном пробеге, машины могут быть восстановлены после серьезных аварий, обычно это отражается в специальной строчке в документах на машину, но эти ребята естественно про это забывают. Причем рассуждения о врожденной честности продавца автомашин здесь не применимы. Кто из приезжих будет судиться с недобросовестным продавцом? А местным жителям наперед известные проблемы тоже не нужны, расходы на юриста очень велики.

В результате в Нойрупине из двух десятков авто-хаусов были удостоены чести нашего посещения только четыре. Затем мы проехались по пригородам Берлина. После целого дня поисков мы убедились в правоте скептиков, подходящих вариантов, вписывающихся в наши рамки: 91-93 год выпуска за 8-9 тысяч DM даже не встречалось. Самое лучшее, что попалось, был красный VW Passat 1.8 CL, 90 года выпуска, без каких либо опций за 9000 тыс. марок, продавец подвинулся до 8500, но в документах числилось уже три бывших владельца и это настораживало. Позвонили Андреасу Брукману в Кельн, он хотя и согласился помочь в поисках, если мы к нему доберемся, но указал на несоразмерность цены и наших требований к машине. На последок, купили охапку газет с объявлениями о продаже, но и там ничего примечательного не обнаружили.

Вечером нам предстояла ночевка у следующих знакомых, в их загородном доме, где ужин в общий чертах напоминал предыдущий. За исключением того, что он проходил на свежем воздухе и мы ознакомились с новой немецкой пивной смесью, на этот раз, с фруктовым сиропом. Рецепт простой: берется слабоалкогольное пиво и смешивается со специальным сиропом разного цвета - синим, красным, оранжевым, но вкус пива при этом остается прежним. Жена хозяина немного знала английский, и это дало возможность избавиться от функций переводчика с немецкого - моя супруга, изголодавшись за два дня из-за отсутствия самостоятельного общения с окружающим немецкоязычным обществом, с большим удовольствием принимала участие в беседе.

За столом состоялся военный совет по поводу дальнейших поисков автомобиля. В принципе оставался последний, и на самом деле основной вариант - авто-рынок. Конечно, рассказы о бескрайних полях, с выставленной автотехникой, позволяли надеяться на успех, но рынки работают только по выходным и за один день до отлета по имеющимся билетам не хотелось рисковать. Так же произошло некое понимание ценообразования на машины. Из него выходило, что за 9000 марок найти модель как мы хотели: с ABS, гидроусилителем руля, полным электропакетом, будет очень трудно. И если к этому прибавить еще и стоимость растаможки и даже не учитывать наших собственных затрат на дорогу, то получалось дороже, чем аналогичные машины на рынке в Питере. Конечно, я понимал, что в Питере продается машина возможно битая и восстановленная в Литве (очень они хорошо все замазывают!) или возможно угнанная, и уж точно растаможенная на льготника. В результате постановили поиски прекратить и заняться отдыхом.

Первым пунктом экскурсионной программы был Берлин. В предыдущий день, во время езды по авто-магазинам, мы пересекали город вдоль и поперек, несколько раз, используя скоростные дороги. Это дало понимание размера города (примерно 40х40км) и соответственно понимание того, как трудно будет за два дня осмотреть такое сосредоточение исторических мест, музеев и магазинов, причем последних не только в качестве шопинга, но и как образцов духа немецкой культуры. Один универмаг с водяными часами чего стоит! Собственно сам центр Берлина в момент нашего посещения был похож на сплошную строительную площадку. Для подготовки к переезду столицы много строилось новых зданий и сносились и ремонтировались старые. Глядя на немцев, все время находишь различие от нас в подходе к разным проблемам, например в Берлине сносятся здания, как постройки прошлого века (а их после бомбежек единицы!), так совсем свежих (Дворец республики бывшей ГДР), а у нас в центре Питера уже несколько десятилетий стоят развалившиеся до фундамента здания, которые никому не могут отдать для ремонта, потому что это памятники (были)!

Мы решили добраться до Берлина на рейсовом автобусе, с конечной остановкой около вокзала Zoo. Купленный билет порадовал тем, что наделил нас дополнительными возможностями, в пути мы могли выйти и продолжить движение на другом автобусе, а по приезду в конечную точку по этому билету некоторое время можно было поездить на городском транспорте! Мы такой возможность пользоваться не стали и прошли пешком от вокзала, через Тиргартен, мимо колонны Победы к Бранденбургским воротам. Именно здесь находится географический центр города, Рейхстаг, от сюда можно двигаться в любом направлении, потому что у Берлина много и других "центров": деловой, торговый, исторический (музейный), студенческий, pop-art, и наконец просто центр ночной жизни. Во общем глаза разбегаются. Пройдясь по Унтер-ден-Линден, мимо острова музеев, добрались до Александплац, где забрались не телебашню и осмотрели город с высоты птичьего полета.

На следующий день, с этого же вокзала Zoo, на электричке добрались до Потсдама (35км от Берлина) для осмотра летней резиденции прусских королей, парка Сан-Суси. Что сразу поразило в парке, так это имеющиеся кое-где симптомы социализма, оставшиеся от ГДР. Глаза привыкшие к обваливающейся штукатурке, бурьяну и не стриженой траве в парках Пушкина, Павловска и Петергофа, явно не ожидали встретить это в Германии. Конечно везде идет реставрация, и вскоре все должно принять приличный вид. В парке много дворцов с платным входом, во многие из них, узнав цену входного билет, мы и не стали заходить, бросив взгляд в окно, можно было увидеть знакомый интерьер VIII века, похожий на Лувр, Эрмитаж и т.д. Встречались группы наших соотечественников, которые быстро осматривали очередную примечательность, но зато потом, долго собирались обратно в группу. Парк огромен, в разных направлениях его пересекают аллеи, соединяющие небольшие островки тематических садиков и оранжерей (сицилианских, голландских и проч.). Много скульптур, фонтанов и обелисков. Основное удовольствие мы получили от созерцания паркового ландшафта, хорошей погоды и вкусных сосисок со сладкой горчицей и пивом. Вывод: если вы окажетесь в Берлине в плохую погоду, то самую большую часть удовольствия от Сан-Суси можете не получить.

Продолжение следует...

Hosted by uCoz